Почему прыгают цены на услуги



Каждый из нас знает слово "цена" или "прайс" (от английского price). Есть несколько вопросов, возникающих, когда речь заходит о цене:

  • Почему цена так высока?
  • Кто ее устанавливает?
  • Можно ли ее снизить?
  • Способны ли покупатели влиять на цену?


  • Все на свете имеет свою цену. Особенно часто мы сталкиваемся с ценой, когда приобретаем товары и услуги. Если попытаться объяснить, что такое цена, то вот самое простое объяснение: цена — это количество денег, которое запрашивают за вещь, продукт или услугу. В широком смысле слова цена — это сумма тех ценностей, которое потребитель отдает за право обладать товаром или пользоваться услугой.

    Мы встречаемся с ценой повсюду. Вы платите за коммунальные услуги, за свое обучение. Вы покупаете билеты на поезд или самолет. Вы платите за билеты на концерт любимой группы, за бутылку спрайта или пепси — практически вся наша жизнь состоит из предметов и услуг, имеющих цену.

    Как устанавливается цена? На любом рынке покупатели торгуются с продавцами. Продавец обычно назначает цену выше той, которую ожидает получить, а покупатель, наоборот, — называет цену ниже той, которую готов уплатить. Торгуясь, они устанавливают цену, устраивающую их обоих. Каждый покупатель платит свою цену за один и тот же товар в зависимости от его потребности и умения торговаться. В наше время продавцы стремятся установить одну цену для всех покупателей. Впервые "политика одной цены" появилась более ста лет назад, когда ассортимент товаров и большое количество работников заставили ввести порядок в ценовую политику.

    От чего зависит цена? От затрат на изготовление товара и спроса. А еще от дефицитности вещи — какая-нибудь уникальная старинная марка в силу своей редкости может стоить очень много. Кроме того, конкуренция тоже значительно влияет на цену товара. Если у фирмы много конкурентов в производстве товара или услуг, то у нее есть необходимость поддерживать низкую цену — иначе потребитель купит у конкурента.

    Цена вообще довольно капризное понятие. Она меняется в зависимости от спроса, сезона, места продажи, желания поскорее купить или побыстрее продать, качества товара, от того, кто его произвел, от "фирменно-сти". Летом зимние сапоги можно купить дешевле. Чем севернее город, где вы живете, тем дороже в нем будут "южные дары" — апельсины, бананы, помидоры, огурцы. А на юге чистая пресная вода будет дороже, потому что ее мало и в цену входит очистка. Если человек срочно уезжает за границу и продает квартиру, ее цена будет раза в полтора меньше — он торопится, ему некогда ждать выгодного покупателя. У изысканных духов не может быть низкая цена, все в этом товаре соответствует образу чего-то ценного, дорогого — и дизайн флакона, и красивая упаковка, и волшебный аромат. Все это свидетельствует о том, что над духами потрудилось немало специалистов, чья работа тоже чего-то стоила. Компьютер с мощной оперативной памятью, быстродействием и 40-гигабайтным винчестером не может стоить дешево по тем же причинам. А если подобные товары вам предлагают по низкой цене, насторожитесь — бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке.

    Ценообразование обычно ведется на строго научной основе. Многие компании, создающие новые товары, поначалу устанавливают на них высокие цены, чтобы слой за слоем "снимать" прибыли с рынка. Такая политика называется "стратегия снятия сливок". Примером такой ценовой политики может служить история с компанией Intel. Она разработала новую микросхему для компьютеров. Зная, что у конкурентов нет подобной микросхемы, а также понимая новые возможности, которые дает компьютерщикам их новая разработка, специалисты Intel назначают самую высокую цену на этот товар. На рынке происходит ажиотаж, все хотят приобрести более совершенную микросхему. По мере того, как рынок насыщается (то есть большинство тех, кто хотел и мог купить, уже совершили покупку) и первоначальный темп продаж замедляется, тем более что конкуренты не дремлют, обещая вскоре вывести в продажу свою микросхему, Intel снижает цену. Делается это для того, чтобы привлечь следующий слой потребителей, для которых новая цена становится теперь приемлемой. Когда мы говорим о цене, нельзя не упомянуть скидки. Скидка — это снижение первоначальной цены. Мы часто встречам в газетах, витринах фирменных магазинов, на наклейках в метро, в телевизионных рекламных роликах слово "скидка" в таком значении:

  • распродажа, скидка 50%;
  • сэкономьте 50%;
  • скидка 50%;
  • продаем за полцены;
  • заплатите за одну вещь и берите другую бесплатно;
  • две вещи по цене одной.


  • Самый простой метод ценообразования — себестоимость плюс надбавка. Себестоимость — это сумма затрат на производство товара или услуги. Предположим, вы шьете домашние тапочки. Для создания хороших, качественных тапочек понадобится купить ткань, картон, кожу, клей, нитки и прочее. Формула вашей цены выглядит приблизительно так: Себестоимость = 15 гривен (цена материалов, купленных для производства тапочек). Надбавка за идею и работу, скажем, 20% = 3 гривны.

    Итого, окончательная цена — 18 гривен. Таким образом, если вы выпустите 100 пар тапок, у вас будет прибыль ЗхЮО - 300 гривен. Вот насколько просто и ясно возникает цена товара. Правда, если бы вы захотели заняться производством домашних тапок, как широко налаженным малым бизнесом, то вам понадобилось бы за деньги арендовать помещение для работы, нанять работников и платить им зарплату, купить или взять в аренду швейные машины, уплатить все налоги, заплатить за открытие своей фирмы или за разрешение на индивидуальную трудовую деятельность, за разрешение на торговлю, за торговое место — ведь тапки же надо продавать. Тогда либо цена тапок вырастет так, что никто их не сможет купить, либо вам будет необходимо выпускать в единицу времени такое количество тапок, какое перекроет все ваши затраты. Вы станете экономить на оплате помещения, закупать материалы со скидкой — то есть решать те же ежедневные вопросы, что и все бизнесмены. Короче говоря, вы будете делать все возможное, чтобы максимально снизить себестоимость вашего товара. Потому что выход на реальную рыночную цену, при которой тапки будут покупаться, а не залеживаться на складах, главная цель вашего бизнеса. Цена — единственный элемент всего маркетингового движения товаров и услуг, которая относится к доходам. Все остальные элементы относятся к затратам. Цена, как утверждают маркетологи, — важный коммуникационный элемент. Уровень цены может означать экономию денежных средств или быть индикатором качества, роскоши или престижа. Вот пример, когда цена не уменьшалась с целью увеличения продаж, а наоборот, увеличивалась.

    Статья взята с сайта "probisnes.ru"